Miss Content V.I.P. |
Зарегистрирован: 05.03.2010
Сообщений: 7881
|
Обратиться по нику
|
Miss Content |
Ответить с цитатой | | |
|
16 июня произошло историческое событие в сфере интернета и свободы распространения информации. Европейский суд по правам человека вынес решение, по которому крупнейший в Эстонии новостной портал Delfi.ee признали ответственным за грубые комментарии своих пользователей — несмотря на то, что они были удалены ещё девять лет назад.
Дело вокруг сайта Delfi.ee, филиала известного в Европе новостного портала Delfi, который публикует около трёх сотен материалов в день для читателей в России, Латвии, Эстонии и Литве, началось в январе 2006 года. Проблемы возникли после выхода статьи об эстонской судоходной компании, из-за действий которой уничтожили одну из дорог, которые зимой прокладывают по льду между материком и островами в Эстонии.
Упомянутому в статье Delfi совладельцу судоходной компании не понравились 20 из 185 комментариев под текстом, часть из которых была написана на русском языке. В них критиковались действия компании и её владелец, использовались мат и оскорбительные выражения.
Спустя полтора месяца после выхода статьи совладелец компании обратился к Delfi, потребовав удаления комментариев и компенсации в 500 тысяч эстонских крон (около 32 тысяч евро). В тот же день указанные комментарии были удалены, а спустя ещё две недели представители Delfi ответили юристам судоходной компании, что платить компенсацию не будут. Через ещё три недели компания подала на Delfi в суд.
Производство дела затянулось на годы. В 2007 году местный суд, рассматривавший иск компании, постановил, что журналистская сфера деятельности Delfi и происходящее в комментариях — две разные сущности, и издание не должно нести ответственности за слова пользователей. Спустя ещё один год разбирательств другой суд назвал статью Delfi «сбалансированной», однако признал, что часть комментариев была оскорбительной. Истцу выплатили компенсацию примерно в 320 евро.
Однако компания на этом не остановилась и подала аппеляцию, которую рассмотрели в 2008 году. Апелляционный суд признал, что Delfi не должна была премодерировать комментарии на сайте, но в таком случае ей следовало предусмотреть эффективную систему быстрого удаления незаконных записей.
В 2009 году Delfi пришлось изменить свои правила комментирования после того, как Верховный суд отклонил аппеляцию издания на решение суда. По новым правилам, если пользователь писал оскорбительный комментарий и его удаляли, новые записи ему не разрешалось оставлять до тех пор, пока он не примет специальный набор правил. Модераторам Delfi пришлось активно участвовать в мониторинге комментариев: из 190 тысяч записей, опубликованных в августе 2009 года, они удалили 15 тысяч — около 8%.
Европейский суд по правам человека: незаконные комментарии должны удаляться мгновенно
Спустя годы после решения Верховного суда Эстонии жалобу Delfi заслушал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В 2014 году он оставил решение без изменений, затем согласился ещё раз выслушать позицию издания, но постановлением от 16 июня 2015 только закрепил установившуюся практику.
По мнению ЕСПЧ, честь граждан и свобода слова требуют одинаковой защиты перед законом, и возможность читателей СМИ публиковать любые комментарии идёт вразрез с интересами лиц, упоминающихся в этих записях.
В вину Delfi поставили не только приглашение читателей к обсуждению материалов, но и отсутствие возможности у пользователей редактировать собственные комментарии — это могли делать только администраторы сайта издания. Кроме того, посколько комментаторы могли быть анонимными, что затрудняло поиск виновных, поэтому ответственность решено было переложить на владельцев сайта.
По мнению суда, медиакомпания должна нести больше ответственности как более финансово состоятельный субъект, нежели пострадавший от оскорбительного комментария. В деле Delfi таким пострадавшим был владелец судоходной корпорации.
Одна из ледяных дорог между материком и островами Эстонии
Издание TechDirt назвало решение ЕСПЧ «большой потерей для свободы слова в Европе»: дав надежду на пересмотр требований к комментариям на новостных сайтах, европейский суд полностью разрушил её и только усугубил ситуацию.
Несмотря на то, что в правилах Delfi было чётко указано, что пользователи сами несут ответственность за содержание своих комментариев, суд по правам человека постановил иначе. Он поддержал постановление Верховного суда Эстонии о том, что нарушающие закон комментарии должны удаляться «без задержки» по инициативе владельцев площадок, а не после жалоб от третьих сторон.
Как именно будет реализовано «мгновенное» удаление комментариев, суд не определил, однако рекомендовал использовать «предварительное ограничение» на публикацию комментариев — то есть премодерацию. |
|
|
|
|