Apple_Macintosh Русский Стив Джобс |
Зарегистрирован: 08.12.2005
Сообщений: 3208
|
Обратиться по нику
|
Apple_Macintosh |
Ответить с цитатой | | |
|
Умер "король" музыки соул Джеймс Браун.
Сухой язык цифр, обычно малопригодный для оценки творческих достижений, в случае с Джеймсом Брауном может сослужить хорошую службу. Цифры бесстрастно подтверждают, что громкие титулы "Крестный отец соула", "самый трудолюбивый человек в шоу-бизнесе" или "Мистер Динамит" достались ему неслучайно. Джеймс Браун, записавший 50 с лишним студийных и концертных альбомов, в течение почти сорока лет поставлял в американские чарты целые гроздья хитов и вполне успешных альбомов. Среди исполнителей ритм-н-блюза он уже много лет остается непревзойденным рекордсменом: 116 его композиций поднимались в Тор 100 национального поп-чарта США, при этом 98 из них прорывались в Тор 40 R&B-синглов, а 17 становились хитами номер один. И уж тем более во всем, что касается сценических шоу, Джеймс Браун не знал себе равных - его захватывающие, брызжущие энергией выступления, эти образцы нечеловеческой выносливости и блестящего математического расчета, так и остаются вне конкуренции.
Вдохновляемый музыкой госпел и влюбленный в многослойные ритмы, Джеймс Браун оказался крестным отцом сразу двух "черных" музыкальных революций. Во-первых, он был одним из инициаторов и активистов превращения ритм-н-блюза в соул, а во-вторых - уже на стыке 60-70-х - начал решительно переплавлять соул в фанк. Сегодня его наследие оказывает даже более мощное влияние на современную музыку, чем тридцать лет назад: его открытия стали плотью и кровью поп-культуры, его голос и ритмы разбрелись в виде сэмплов по многочисленным рэп- и хип-хоп-записям.
Судьба Джеймса Брауна, петлявшая между богатством и полной нищетой, похожа одновременно на трагедию, фарс и героический эпос. Джеймс Браун родился в городе Барнвелл, штат Южная Каролина, 3 мая 1933 года. Хотя Джеймс был единственным ребенком в семье, он оказался непосильной ношей для родителей, не вылезавших из нищеты. В пять лет его отправили в Джорджию к тетке, которая содержала публичный дом. Трудовая жизнь мальчика началась с того, что он выполнял мелкие поручения солдат, расквартированных неподалеку, развлекал их танцами и заманивал в теткино заведение. К его счастью, он оказался очень одаренным ребенком, увлекся госпел-музыкой, начал осваивать пианино, барабаны и гитару. В музыке он не просто находил утешение, со временем она превратилась в непреодолимую страсть. В конечном счете, именно она и спасла парня от гораздо более печальной участи.
В 1949 году Джеймс Браун попал в тюрьму как участник вооруженного ограбления. Только благодаря вмешательству семьи певца Бобби Берда (Bobby Byrd) через четыре года Джеймса выпустили на поруки. Отныне смыслом его жизни станет музыка. Первая группа, которую он создал вместе с Бобби Бердом, называлась Gospel Starlighters. По мере того как рок-революция набирала обороты, квартет начал отказываться от госпела и брать курс на ритм-н-блюз. В середине 50-х группа The Flames, уже получившая некоторое признание в Джорджии, договорилась о сотрудничестве с лейблом Federal/King. Первый же сингл, R&B-баллада "Please, Please, Please" (1956 год), превзошел самые смелые прогнозы. Трек оказался настолько популярным среди поклонников "черной" музыки, что попал в Тор 5 рейтинга Black Singles. Джеймс Браун оказался в центре внимания. Коллектив сменил название на James Brown & the Famous Flames, и харизматичный, сверхэнергичный вокалист превратился в главную приманку для зрителей и слушателей.
Использовать так легко доставшийся успех певец не захотел, преследуя гораздо более честолюбивые цели - создать свой собственный неповторимый стиль. Его записи конца 50-х, близкие по стилю его музыкальным кумирам Рэю Чарльзу (Ray Charles), Литтл Ричарду (Little Richard), Рою Брауну (Roy Brown) и Хэнку балларду (Hank Ballard), ни на шаг не приблизили его к успеху. Он оказался в том же положении, что и десятки исполнителей ритм-н-блюза, которым однажды как будто бы удалось поймать удачу за хвост: талантливые певцы бездействовали без хороших песен, а талантливые композиторы не вписывались в общее русло со своим слишком оригинальным саундом. Победить там, где тысячи потерпели поражение, Джеймсу Брауну помогли из ряда вон выходящая настойчивость, отработка вокальной техники до блеска, постоянное натаскивание музыкантов и отслеживание всех новых тенденций. В конце 58-го года после череды провалов его едва не "отчислили" из Federal/King, но тут его упорство наконец-то окупилось. Очередной сингл "Try Me" в 1959 году возглавил рейтинг ритм-н-блюзовых треков и даже в поп-чарте отметился на 48 позиции. Еще шесть синглов в 1959-60 годах пользовались большой популярностью, особенно у чернокожей аудитории. Самой успешной оказалась песня "Think" - #7 в R&B-чарте и #33 в поп-рейтинге. С этих пор вплоть до начала 90-х треки Джеймса Брауна с вопиющей регулярностью бомбили американские рейтинги продаж.
К тому же Браун уже успел зарекомендовать себя и как первоклассный шоумен. Он умело воспользовался уходом Литтла Ричарда из шоу-бизнеса (музыкант пережил духовный кризис, оставил рок-н-ролл и ушел в религию) и занял его концертную нишу в южных штатах. Некоторые музыканты, игравшие с Ричардом, присоединились к Famous Flames.
В своих студийных поисках Джеймс Браун никогда долго не задерживался на достигнутом. В 60-е годы ритм-н-блюз марки Брауна зазвучал жестче, ритмический рисунок обогатился элементами латинской музыки и джаза. Красочными образцами обновленного звучания стали хит-синглы "Good Good Lovin'", "I'll Go Crazy" и "Night Train". Параллельно разрабатывалось фирменное "блюдо" Джеймса Брауна - петляющие, нервные баллады с визгливым, кричащим вокалом. Во время живых выступлений они производили фурор. Неудивительно, что и концертный альбом 1963 года "Live at the Apollo" (по материалам нью-йоркского шоу в октябре 1962 года) был встречен с большим интересом. Этой записи удалось передать головокружительную энергию его концертов, которые изобиловали хорошо подготовленными экспромтами. В целом неровный, альбом включал несколько сентиментальных ритм-н-блюзовых баллад, которые казались милым анахронизмом на фоне тех взрывных фанковских нововведений, которыми он плотно занимался во время студийных сессий. Некоторые фанк-треки, попавшие на пластинку "Live at the Apollo", зачастую представлены в укороченном виде. Но есть на альбоме номера, которые навсегда остались классикой Джеймса Брауна, например, 20-минутное попурри "Let Yourself Go/There Was a Time/I Feel All Right/Cold Sweat", знаковая вещь в эволюции соула и фанка. Под обаяние музыканта попали не только его чернокожие поклонники, но и широкая аудитория: впервые в истории ритм-н-блюза диск "Live at the Apollo" (к тому же концертник) поднялся на вторую строку национального поп-чарта США.
Что интересно, "Live at the Apollo" был записан против воли лейбла King. Это было не первое недоразумение между артистом и его боссами, что и подтолкнуло его к поиску более удобных вариантов. В 1964 году он пренебрег контрактом с King, чтобы записать сингл "Out of Sight" для другого лейбла Smash (сингл довольно успешный, добравшийся до 24 строки поп-чарта). Этого ренегатства музыканту не простили, началась длинная судебная тяжба между лейблами, из-за которой Браун не мог публиковать вокальные записи почти год. По большому счету, конфликт пошел Брауну на пользу - он заключил новый контракт, дававший ему гораздо более широкие права во всем, что касалось контроля над его релизами.
Таким образом, сингл "Out of Sight" открыл новую главу в биографии Брауна. В это время он увлекается джазом, сводит тексты своих композиций к набору элементарных реплик, которые часто перемежаются криками и визгом, насыщает музыку интригующими битами и партиями духовых, основанными на джазовых стандартах. В момент появления, разумеется, никто не назвал трек "Out of Sight" фанком, но в нем в зародышевой форме уже имелись все необходимые составляющие.
Дальнейшее развитие эти элементы получили на альбоме 1965 года "Papa's Got a Brand New Bag", который благополучно отметился на 26 позиции поп-чарта. Заглавный трек, возглавивший R&B-рейтинг (и продержавшийся под #1 восемь недель), проложил синглам Джеймса Брауна дорогу в американский Тор 10. Фактически это был первый сингл, достучавшийся до "белой" аудитории и, по мнению ряда критиков, наметивший начало новой эпохи в истории соул-музыки. Еще дальше пошел сингл "I Got You (I Feel Good)", чей рискованный саунд пришелся по вкусу меломанам, так что трек вошел в тройку самых продаваемых синглов США.
Коммерческий успех отныне - как минимум на целое десятилетие - становится постоянным спутником его релизов, а сам артист попадает в фокус общественного внимания. Начиная с 1965 года до середины 70-х редкий сингл проходит мимо R&B-чарта, частенько фигурируя в поп-рейтинге, а Джеймс Браун становится излюбленным персонажем телеэкрана, его концерты неизменно вызывают ажиотаж, он встречается с вице-президентом США Хьюбертом Хамфри и другими видными политиками - как представитель черного меньшинства.
Музыка Джеймса Брауна постоянно эволюционирует. Композиторские решения становятся смелее, отражают модные тенденции, мелодии почти растворяются в лязгающих ритмах и фантастических переплетениях вокала, духовых, барабанов, царапающих электрогитар (наиболее примечательные образцы этого периода - "Cold Sweat", "I Got the Feelin'" и "There Was a Time"). Слова его песен теперь имеют мало общего с обычными текстами, даже очень обрывочными. Это скорее поток сознания, отдающий дань как высокомерию его "черных" соплеменников, так и их сексуальной энергии.
В создании обновленного саунда музыканта (что хоть и с запозданием, но получило признание) огромную роль сыграли участники его бэк-группы: саксофонисты Масе Паркер (Maceo Parker), Сент-Клер Пинкни (St. Clair Pinckney) и Пи Ви Эллис (Pee Wee Ellis); гитарист Джимми Нолин (Jimmy Nolen); бэк-вокалист и многолетний партнер Бобби Берд; барабанщик Клайд Стабблфилд (Clyde Stubblefield).
Джеймс Браун был блестящим вокалистом и шоуменом, но очень строгим лидером группы, и именно из-за его жесткого отношения в конце 1969 года большинство музыкантов покинуло его. Как ни удивительно, но и этот кризис исполнитель обернул себе на пользу. Он свел знакомство и пригласил к сотрудничеству молодой коллектив из Цинциннати под названием Pacemakers, которым заправляли гитарист Кэтфиш Коллинз (Catfish Collins) и басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins). Хотя Pacemakers провели с Брауном всего год, они во многом предопределили дальнейшую эволюции его стиля в сторону фанка, делая особенный акцент на ритме. Этот год под крылом у мэтра братья Коллинзы использовали на все сто, получив неоценимый опыт и продолжая рафинировать фанк в составе Parliament/ Funkadelic.
В начале 70-х некоторые из наиболее важных участников бэк-группы Брауна вернулись под его руководство. Старый-новый коллектив назывался теперь J.B's. Браун продолжал бомбить R&B-чарты хит-синглами, но в мелодическом отношении его музыка становилась все более простой, основанной на стихийных битах. Композиции "Make It Funky", "Hot Pants", "Get on the Good Foot", "The Payback" были очень популярны среди фанов ритм-н-блюза и получали неплохой коммерческий отклик. Но поклонники поп-музыки проявляли гораздо меньший интерес к его новым пластинкам. Сегодня многие критики отмечают, и небезосновательно, что в этот период крестный отец фанка начал повторяться и слишком налегать на свои старые наработки, уже много раз использованные. Не надо однако забывать, что эти синглы предназначались в первую очередь для разового воспроизведения в радиоэфире или с помощью музыкального автомата в кафе. О нынешних компакт-дисках, которые слушают часами подряд, речь, конечно, вообще не шла.
У Брауна были и в это время свои бесспорные вершины. Тот же сингл "Get оn the Good Foot" не покидал первой строки R&B-чарта в течение месяца и разошелся миллионным тиражом. Собственно, после этого его и начали называть крестным отцом соула. Большой удачей можно считать и изданный в самом начале 74 года лонг-плей "The Payback" - единственный диск в его шумной карьере, который получил золотой сертификат. В сентябре 1974 года Браун отыграл сет перед одной из самых многочисленных аудиторий в своей биографии. Музыкальный фестиваль в Заире, куда приехали также В.B. King, Этта Джеймс (Etta James), Билл Уизерс (Bill Withers), Spinners, собрал более 120 тысяч зрителей.
Но как ни верти, а к середине 70-х творческий источник Джеймса Брауна начал помалу иссякать. Ему катастрофически не хватало новых идей, из чартов его все активнее вытесняло входившее в моду диско, у него начались финансовые проблемы. Он не сдавал своих позиций без боя, по-прежнему оставаясь желанным гостем в любом городе Америки. Ему нередко удавалось радовать поклонников зажигательными песнями. "Get up Offa That Thing", "Funky President (People It's Bad)", "Papa Don't Take No Mess", "The Payback", "My Thang" - все это хиты из первой пятерки R&B-чарта. Примечательная работа этого десятилетия - альбом 1976 года "Get up Offa That Thing". Уже упоминавшаяся заглавная песня пришлась по вкусу поклонникам энергичного фанка. Как и другие удачные номера на альбоме, она сделана по принципу, которому Браун следовал неукоснительно: найдя удачный и привлекательный ход, он прокручивал его во всех возможных вариациях и выжимал из него все соки. А вот попытки закрепиться на диско-сцене ни к чему не привели. Пластинка 1979 года "The Original Disco Man" прошла фактически незамеченной, едва добравшись до 152 строки поп-чарта.
К началу 80-х Браун истощает терпение компаний, с которыми работает, и остается без лейбла. Как это уже часто случалось, обстоятельства играют в его пользу. В это время рождается и быстро входит в моду рэп, а использование сэмплов в этом жанре сразу становится правилом хорошего тона. Одним из наиболее часто "цитируемых" авторов оказался плодовитый Джеймс Браун. Вместе с прославленным рэппером из Бронкса Afrika Bambaataa он записал сингл "Unity", ставший раскрученным хитом в США. Огромной удачей в карьере Брауна оказался хит-сингл 1986 года "Living in America", заглавная тема к фильму "Rocky IV". Это был в такой же мере коммерческий, в какой и творческий успех. "Living in America" поднялся до 4 строки чарта Billboard Hot 100, возглавил танцевальный рейтинг, и попал в Тор 10 R&B-чарта.
Рок-критики, которые привыкли оценивать Брауна с точки зрения соул-канонов гораздо ниже, чем Отиса Реддинга (Otis Redding) или Арету Франклин (Aretha Franklin), со временем все чаще меняли гнев на милость. Началась глобальная переоценка творчества Брауна, особенно его раннего фанк-периода. Вдруг оказалось, что звание наиболее влиятельного "черного" музыканта рок-эпохи не выглядит преувеличением. Одно из подтверждений такой переоценки - появление имени Джеймса Брауна в Зале славы рок-н-ролла в том же 86-м году.
В 1988 году личная жизнь артиста потерпела сокрушительный крах, чем, конечно, поспешили воспользоваться СМИ, раскрутив из этого очередную сенсацию. Жена обвинила Брауна в систематических издевательствах, и около года, пока длились судебные разбирательства, его дальнейшая судьба была под вопросом. Она окончательно определилась - в худшую сторону - когда Браун, угрожая людям огнестрельным оружием и уходя от погони на автомобиле, заставил полицию нескольких штатов гнаться за собой. Приключение закончилось 6-летним сроком лишения свободы (приплюсовались и обвинения в хранении наркотиков), что многим показалось слишком суровым наказанием. Через два года, в феврале 1991-го, музыканта выпустили на поруки.
По большому счету, на этом творческая жизнь артиста исчерпала себя. Его выдающихся достижений прошлых лет никто не отменял, наоборот, они получили самое широкое, в том числе и вполне официальное, признание. В 1992 году Браун принял свою первую премию Grammy - за достижения в течение всей карьеры. В 1993 году награду с такой же формулировкой вручили ему устроители Rhythm & Blues Foundation Pioneer Awards.
Конечно, он продолжал записываться, очень много и с большим успехом гастролировал. В 1998 году 65-летний артист выпустил подборку нового материала "I'm Back". Этот альбом, далеко не самый ровный и выдающийся в его дискографии, тем не менее подтверждал творческую жизнеспособность артиста и его чутье к новейшим музыкальным веяниям. Хип-хоп, ремиксы, сэмплирование щедро использовались им для создания обновленных версий его старых треков. Работая над новыми композициями, он смело испытывал новомодные приемы продюсирования и аранжировок и неизменно выходил из этой битвы целым и невредимым.
Прошло время, идеи Джеймса Брауна, даже те, что были не замечены в свое время, получили широкую известность, и в каком-то отношении сегодня он даже более популярен в американском мейнстриме, чем в 70-е годы, когда он был на пике формы и продуктивности. Долгие годы его громоздкий бэк-каталог практически не публиковался. Разве что эпизодически некоторые композиции появлялись на сборниках хитов. Ситуация изменилась с появлением бокс-сетов, подготовленных компанией PolyGram. Компиляция "Star Time" 1991 года - лучшая ретроспектива творчества Джеймса Брауна, которая освещает наиболее интересные моменты его впечатляющей карьеры, начиная с ритм-н-блюза 50-х и заканчивая фанком 70-х. Эти без малого пять часов музыки (70 композиций) убедительно иллюстрируют творческие вершины Брауна и представляют его как величайшего исполнителя ритм-н-блюза в истории музыки.
Жизнь исполнителя оборвалась 25 декабря 2006-го года. "Крестный отец соула" умер в Атланте от воспаления легких. Ему было 73 года. |
|
|
|
|